20 апреля 2015 г. одна из основательниц женского движения на Южном Урале Нина Федоровна Терентьева отмечает юбилей - 85 лет со дня рождения и 50 лет в общественном движении.
От всей души поздравляем! Статья о Нине Федоровне.
Душа как птица
Есть в жизни каждого из нас редкие встречи, которые могут перевернуть всю жизнь. Есть удивительные люди, чей светлый ум вдохновляет на полёт. Есть женщины, которым судьба подарила особое счастье: душевную красоту и житейскую мудрость, доброту, которую они щедро дарят людям.
Как выстоять, когда бушует финансовый шторм, как привести семейную лодку в тихую гавань, как сохранить себя, когда меняется время, ей знакомо не понаслышке. И свой секрет, как стать душой бизнеса, сердцем в семье и звездой в профессии, Нина Фёдоровна Терентьева ни от кого не скрывает.
Полёт над временем
— Я верю, девочка, у тебя всё получится. Разве можно вспомнить, сколько раз звучали эти слова, когда в любое время суток в её доме раздавался телефонный звонок, когда в последней надежде на добрый совет к ней шли женщины, которые решили круто изменить свою жизнь.
А сделать этот шаг было непросто. В конце 90-х годов, когда предприятия переживали кризис и люди месяцами не получали зарплату, многие семьи были на грани отчаяния. И чтобы выстоять, вчерашние медсёстры и учителя шли в бизнес, в котором их никто не ждал.
Тогда Нина Фёдоровна была лишь свидетелем этих стремительных перемен и представить не могла, что ей предстоит сыграть особую роль в развитии женского и семейного бизнеса.
И когда в 2000 году раздался звонок из Москвы с просьбой прислать на всероссийский конкурс лучших женщин-предпринимателей из Челябинской области, задача для неё оказалась не из лёгких.
Но ей было не привыкать. За тридцать лет работы с женщинами Нина Фёдоровна была готова к самым неожиданным поворотам. Это сейчас она с улыбкой вспоминает, что, когда в семидесятые предложила горкому партии объединить женщин, чтобы помогать им решать больные вопросы, ей ответили, что, мол, сама придумала, сама и занимайся.
И ведь не растерялась тогда. Нашла выход, как помочь одной — с жильём, другой — с устройством на работу. Так уж получалось в жизни Нины Фёдоровны, что, где бы она ни работала, хоть в горкоме партии, хоть редактором газеты, ей всегда доверяли самое сложное.
И вот в 2000 году с её лёгкой руки на конкурс «Женщина-директор года» отправились Валентина Щур, Валентина Пермякова, Галина Зеленина и Татьяна Усынина.
А Нина Фёдоровна мгновенно ухватила дух времени: такой конкурс нужен здесь, в области, чтобы помочь вырасти женскому бизнесу, чтобы девочки, глядя друг на друга, учились лучшему, обменивались опытом.
И через год её мечте суждено было сбыться. В доме Терентьевых всё чаще стали раздаваться телефонные звонки: «Стоит ли начинать? Где взять стартовый капитал? Заложить квартиру, взять кредит?»
Нина Фёдоровна не боялась брать на себя ответственность и ни одну просьбу не оставила без внимания. «Лучше малая помощь, чем большое сочувствие», — часто говорит она.
Более трёхсот женщин, которыми сегодня может гордиться наша область, нашли настоящую поддержку у той, которая никогда не имела своего бизнеса. Почему ей так верили?
Тревоги хрустального сердца
Незаметно отворилась дверь. Прямо с порога — слёзы рекой. Просительница почти падает на руки подбежавшему секретарю горкома. Глоток воды, и буквально стон: «Помогите. На вас последняя надежда».
Сквозь слёзы горестный рассказ. Не сегодня-завтра её семья окажется на улице. Судебные приставы ждут на пороге, чтобы вынести вещи из квартиры. А сама женщина тяжело больна, и на руках у неё трое маленьких детей.
Прошла уже все круги ада, писала даже прокурору Союза. А ответ один: «Всё по закону». Почему так? А причина простая: муж женщины работал в строительной организации, которая и дала ему в своё время ведомственную квартиру. Когда в поисках большего заработка он ушёл на шахту, жильё попросили освободить.
Нина Фёдоровна смотрит на свою просительницу, и сердце разрывается от жалости. Что же делать? Как помочь? Набралась смелости и пошла к управляющему трестом. А у самой колени дрожат. И директор треста сразу: «Что у вас случилось?»
А она со слезами на глазах, будто о своём: «Как же так, выселяют семью, а там трое маленьких детей, мать болеет, отец ударник труда и сын погибшего фронтовика. Неужели для них ничего нельзя сделать?»
И тут начальник треста буквально грохнул кулаком по столу: «А наши-то что? Не понимают что ли, что таких людей нельзя выселять? Ну что за безголовые!»
— И ведь не просьба чиновницы тронула его тогда, — вспоминает Нина Фёдоровна, — его тронула женская душа.
За десять лет работы в горкоме столько боли и горечи людской пропустила она сквозь своё сердобольное сердце, что однажды не выдержала. В обморок упала прямо на людях.
Тогда и порекомендовали врачи сменить работу. Но с вопросами, как вернуть мир в семью, подобрать лечение, и сегодня идут люди к этой удивительной женщине, над которой не властны ни возраст, ни время. Доброе сердце, мудрый взгляд и умение в самой сложной ситуации увидеть главное, вызывают такое доверие, которое дорогого стоит.
— Говорят, что главное — жить по совести, и не важно, что о тебе думают люди, — рассуждает Нина Фёдоровна. — А я не согласна. Важнее — быть надёжным человеком, чтобы рядом знали, что на тебя можно положиться и в трудную минуту ты не подведёшь.
Слушаешь это, и невольно возникает вопрос: откуда она силы-то берёт?
Волейбольная стрела Купидона
Позади экзамены. В руках — заветный диплом преподавателя иностранных языков. И Нине были открыты все дороги. После окончания Свердловского педагогического её ждала головокружительная карьера.
Способную выпускницу заприметили ещё во время учёбы и сразу предложили преподавать. А через пару лет выдвинули на заведование кафедрой. По тем временам случай небывалый. Но она отказалась.
И уехала буквально в никуда. В маленьком шахтёрском городке Коркино её никто не ждал. Но она последовала туда за мужем, который получил в тот год диплом горного инженера. И ни разу о том не пожалела.
— Мы быстро поняли, что нашли друг друга, хотя были очень молоды. Нам было тогда по двадцать три, — вспоминает сейчас Нина Фёдоровна историю их знакомства.
На волейбольной площадке дома отдыха увлечённая игрой Нина попала мячом в грудь Евгению. И он был сражён. Вечером пригласил девушку на танцы… С тех пор они не расставались. А судьба, словно проверяя их чувства на прочность, не раз испытывала карьерой, временем, болезнями...
— Помню, мне было тогда тридцать лет, дома двое маленьких детей, младший — грудной, а я домой возвращаюсь в девять вечера, — вспоминает Нина Фёдоровна, — и муж мне с порога: «Ну где ты ходишь?»
Он, конечно же, знал, что его неутомимая жена горит на работе… Нина Фёдоровна тогда проявляла настоящую женскую мудрость. С мужем не спорила, понимала, что прав. И должность свою в оправдание не ставила.
— Я всегда думала, что он лучше меня и его надо заслужить, — вспоминает она сейчас с тёплой улыбкой и особенным блеском в глазах.
Незаметно пролетело время. И вот они уже отпраздновали золотую свадьбу. И дети давно выросли: дочка стала врачом, сын — инженером. Радуют внуки. А в семье Терентьевых ничего не изменилось.
Крепкая дружба и способность жить друг для друга с годами стали только прочнее. Нина Фёдоровна по-прежнему редко бывает дома, а Евгений Дмитриевич как лучший друг даёт отличные советы и хранит от тревог её хрупкое сердце.
Видно, о них гласит известная мудрость: «За хорошей крышей дом дольше простоит, за хорошим мужем жена дольше проживёт».
Сквозь тернии к звёздам
Но в знаменитой фразе Льва Толстого, что «Все счастливые семьи похожи друг на друга», впору усомниться, глядя на необычный стиль жизни Нины Фёдоровны. Казалось бы, жизнь удалась, самое время остановиться, отдохнуть, побыть дома.
Но ей не даёт покоя любимая журналистика. Что ни ночь — новый очерк или зарисовка. Интересный поворот судьбы: в юности мечтала преподавать и думать не могла, что вместо английских глаголов ей посчастливится нести людям простые и вечные истины со страниц газет и телеэкрана.
А когда жизнь забросила её в Коркино, неожиданное предложение поработать в газете «Горняцкая правда» приняла с энтузиазмом. Понадеялась на хорошее филологическое образование.
И не зря. В тридцать четыре стала единственным по тем временам женщиной-редактором. Только за три года её работы тиражи газеты выросли втрое.
— Как удалось? Да просто, — вспоминает Нина Фёдоровна. — Мы встречались с читателями, старались понять, что волнует людей, что им интересно, сказывался и опыт работы с разными проблемами, которых немало удалось решить за годы работы в горкоме. То, что пропущено через душу и сердце, всегда находило отклик у читателя.
Позже, когда она возглавила информационно-аналитический центр совета женского движения, родилась прекрасная идея искать и поддерживать талантливых журналистов. Так появился конкурс «Мир современной женщины».
В его жюри шли настоящие баталии. Но Нина Фёдоровна была всегда спокойна и убедительна: «Отличный язык, великолепный стиль, смотрите, как метко схвачена тема, — говорила она, когда все сомневались, стоит ли давать первые места начинающим журналистам. — Это очень талантливые девочки. У них большое будущее». И не ошиблась.
И сама шла дальше, не ожидая похвал и благодарностей. Вместе с главными редакторами обсуждала, чего же так не хватает современной журналистике. А их тянуло к Нине Фёдоровне как магнитом. Почему?
Удивительная скромность этой талантливой женщины просто завораживает, хотя ей знакомы слова настоящей человеческой благодарности первой женщины-космонавта Валентины Терешковой и губернатора Челябинской области Петра Сумина...
Но не это всё-таки главное. Тем, кто знаком с Ниной Фёдоровной Терентьевой, выпало редкое счастье — встретить на своём пути человека, чья душа свободна как птица, настоящую женщину, которой легко сказать:
Мне нравится мой возраст.
Так просторно в лесу осеннем,
Так отчётлив путь,
Что даже годы — это не притворно —
Я в прошлом не хочу перечеркнуть.
И мысль ясна, и взгляд ещё остёр.
Лучей осенних набираю ворох,
Чтобы высокий распалить костёр.
Елизавета БАШКАТОВА
Фото из архива семьи Терентьевых