НАШИ ПРОЕКТЫ

Точка зрения. Стратегия 2020

Весной 2014 г. исполняющий обязанности губернатора Челябинской области Борис Дубровский предложил внести изменения в Стратегию социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года. Представляем наши предложения.


1. С целью формирования конкурентных преимуществ региона, к которым безусловно относится высокое качество человеческого потенциала, считаем, что новая областная социальная политика в контексте Стратегии 2020 России должна учитывать интересы той части населения, которая обеспечивает инновационное развитие. Только инвестирование в человеческий капитал способно обеспечить переход к инновационной экономике и демографическую безопасность региона. Следовательно новая социальная политика должна быть ориентирована, в первую очередь, на новую семейную политику, целью которой является создание наилучших условий репродуктивным группам населения для сохранения существующих позитивных трендов рождаемости. Стратегия такой политики - снятие препятствий для рождения желанного числа детей. Ключевой показатель эффективности - доля семей с двумя и более детьми. Задача такой социальной политики - учет интересов той части населения, которая обеспечивает инновационное развитие, следовательно стратегическим потенциалом региона и главной целевой группой новой социальной политики должны стать молодые многодетные семьи!
Такой подход способен внести весомый вклад в формирование факторов конкурентоспособности региона, к которым безусловно относится высокое качество человеческого потенциала. 
 В этой парадигме развитие систем образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта является частью инвестиций в человеческий капитал, а создание инфраструктуры - жилье, детские сады, благоустройство и т.д. - поддержка в развитии его потенциала. Инвестирование в человеческий капитал обеспечивает переход к инновационной экономике и демографическую безопасность региона. 
2. Для формирования новых подходов требуется кардинальное изменение целей и объекта управления новой социальной политики. Формализованные методы постановки целей и измерения задач часто не способны учесть того, что конечной целью и первосмыслом любого процесса является человек, его физическое и социальное благополучие, а ключевым показателем эффективности - возможность человека реализовать свой потенциал, в первую очередь репродуктивный. Таким образом основным объектом управления новой социальной политики должен стать процесс, нацеленный на восстановление "разрыва" воспроизводственного цикла человеческих ресурсов, на формирование и развитие человеческого капитала, в том числе через концепцию экономического механизма включения репродуктивного труда в экономику ( автор доктор экономич. наук Лаврентьева И.В. г. Челябинск) Такой подход позволяет *учитывать интересы той части населения, которая обеспечивает инновационное развитие, *создает условия для развития потенциала региона и *соответствует более высоким социальным стандартам, *не в ущерб традиционной поддержки нуждающихся слоев населения.
3.Считаем необходимым создание институтов поддержки региональной семейной политики (департамент, министерство + Фонды , семейные и родительские организации) с целью осуществление региональной политики по пропаганде семейных ценностей, опыта добропорядочного родительства, нравственно и физически здоровой, крепкой семьи через:
-разработку мер по поддержке кровной семьи
-обеспечение приоритетного финансирования социально ориентированных общественных организаций, занимающихся решением проблем семей, детей, в том числе семей с детьми инвалидами
- разработку плана мероприятий по доведению региональных субсидий с уровня прожиточного минимума на уровень средне душевых доходов, детского пособия до уровня прожиточного минимума
- продвижение в Государственную Думу РФ законодательной инициативы о дополнении ст.38 Конституции Российской Федерации пунктом: «Считать рождение и воспитание нового гражданина РФ общественно-необходимым полезным трудом» с изменением Семейного, Трудового Кодексов и закона «О занятости» и распространением положений этих кодексов на данный вид деятельности;
- формирование особого режима трудоустройства для людей с семейными обязанностями
 -предоставление налоговых льгот для молодых и многодетных семей
- предоставление государственных грантов на образование и отцам, и 
матерям, не успевшим получить образование до рождения ребенка.
4.С целью реализация мероприятий, направленных на закрепление позитивных трендов рождаемости, с учетом уникального научного материала доктора экономических наук И.В. Лаврентьевой г. Челябинск, предлагаем создать экспериментальную авторскую площадку по включению родительского труда в экономику региона. ( см приложение № 1 на листах), а также разработать и реализовать научно-исследовательские проекты:
              * Создание института профессионального родительства;
              * «Разработка индикативных показателей состояния репродуктивного процесса»;
               * «Формирование культурных кодов и установок по многодетным семьям»;
               * «Формирование социально-экономических льгот для работников, имеющих детей»;
5. С целью создания условий для реализации репродуктивного потенциала семьи и снятия препятствий для рождения желанного числа детей, считаем необходимым разработать специальную региональную программу " Жилье для молодых и многодетных семей" включающую в себя:
- строительство доступного и сверх доступного жилья (малогабаритного жилья, как первого шага решения жилищной проблемы молодой семьи стоимостью 500-600 тысяч рублей)
- предоставление субсидии на 3 и следующего ребенка для улучшения жилищных условий
-развитие программы ипотечного кредитования молодых врачей, учителей и других работников бюджетной сферы
- особое внимание на обеспечение жильём сельской интеллигенции через финансирования областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2020 годы» на2014-2016 годы ( в части предоставления субсидий на улучшение жилищных условий сельским специалистам.; финансирование на эти цели предусмотрено в Программе лишь с 2017 года)
- всю линейку жилищных программ, реализующих основное право гарантированное конституцией - право на жилье, для тех кто не может приобрести жилье в собственность, а это значит :
              <разработать механизмы предоставления жилья в аренду для молодых семей и многодетных, 
               <сформировать специализированный фонд жилых помещений ( общежитий) для молодых, многодетных семей и молодых специалистов)
- развитие программ МЖК как оригинальной формы жилой  застройки, которая  позволяет  в  комплексе  решать  финансовые, организационные, строительные  и  социальные проблемы.  МЖК  формирует  открытый, саморегулируемый  механизм  решения  жилищной проблемы  молодежи  в  рыночных условиях, который  базируется  на  инициативе  в  достижении  цели – строительства о жилья  для  своей  семьи  и  способствует созданию  благоприятного  общественного  климата,  новых  рабочих  мест,  при этом  решаются  вопросы  подготовки  кадров,  воспитания  гражданственности, ответственности  и  коллективизм.
6. С целью развития человеческого потенциала считаем важным усовершенствование системы финансовой поддержки семей с детьми, добившихся высоких результатов в различных областях знаний, творчества и спорте.
7. Предлагаем возродить Программы по поддержке женского и семейного предпринимательства (мини-бизнес с участием 1-10 человек), на основе успешного опыта создания предприятий в рамках ранее действующей программы.
8. Социальная поддержка сельского населения:
- особое внимание на обеспечение жильём сельской интеллигенции через финансирования областной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2020 годы» на 2014-2016 годы ( в части предоставления субсидий на улучшение жилищных условий сельским специалистам.; финансирование на эти цели предусмотрено в Программе лишь с 2017 года)
- обеспечение финансовой поддержки сельских фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных в отдаленных сельских поселениях;
- создание учебно-консультационного центра по совершенствованию профессиональной подготовки начинающих фермеров;
- введение в школах курсов, способствующих рациональному ведению домашнего хозяйства: курсов начинающих фермеров;
- расширение лабораторной базы в сельских школах для проведения опытов

Наталья Баскова, председатель ЧООЖО «Союз женщин Челябинской области»

Партнеры

Челябинская областная универсальная научная библиотека

Общественное движение «За возрождение Урала»

 

Государственный комитет по делам ЗАГС Челябинской области

 
 

Дамский клуб "Серебро"

Кредитный потребительский кооператив "Урал-Финанс"

Челябинская областная общественная организация помощи детям "Открытое сердце"

 

Общественная палата Челябинской области

ЧРБФ "Родная"

Центр репутационных технологий «KASTA»